Максимизация производительности VoIP

Почему мониторинг VoIP жизненно важен для ИТ-организаций.

Передача голоса по IP (VoIP) — довольно старая технология, получившая известность в 90-х годах как альтернатива гегемонии на рынке провайдеров телефонной связи с коммутируемой телефонной сетью общего пользования (ТСОП). Хотя в то время VoIP был альтернативой обычной телефонной связи, вскоре это привело к каскаду технологических разработок, которые изменили ИТ-ландшафт.

В современной ИТ-организации технологии, основанные на VoIP, незаменимы. Внутренняя коммуникация компании осуществляется по VoIP, важные встречи проводятся с помощью видеоконференций на основе VoIP, сотрудники делятся своими экранами, проводят вебинары и обмениваются сообщениями друг с другом с помощью технологий на основе VoIP. Современные платформы унифицированных коммуникаций (UCaaS) предлагают VoIP и услуги на основе VoIP в своих пакетах продуктов.

VoIP также используется для внешних коммуникаций, либо для представителей отдела продаж и поддержки для связи с клиентами, либо между домашними пользователями, использующими популярных поставщиков VoIP, таких как WhatsApp. Очевидно, что использование VoIP или технологий на основе VoIP широко распространено как в домашних условиях, так и в организациях. Теперь, когда мы знаем, насколько важен VoIP, давайте рассмотрим основы.

Что такое VoIP?

VoIP — это просто аналоговые голосовые сигналы, передаваемые по сетям на основе IP. Голос пользователя преобразуется в IP-пакеты, которые затем передаются по сетям на основе IP, таким как Интернет. В отличие от традиционных сетей с коммутацией каналов, которые используют фиксированные телефонные линии, VoIP использует сеть для перемещения. Путь не всегда фиксированный и обычно проходит по кратчайшему маршруту между источником и пунктом назначения.

VoIP имеет ряд преимуществ перед традиционной телефонией. VoIP обычно дешевле, более гибкий и может интегрировать другие функции, такие как видеозвонки и совместное использование экрана. VoIP также имеет некоторые недостатки, такие как пониженное качество звука, зависимость от наличия электропитания и непредсказуемое качество. Тем не менее, VoIP является основой большинства организаций и часто выполняет важные операции.

Почему необходим мониторинг VoIP?

Совершенно очевидно, что что-то вроде VoIP нуждается в надзоре. Одним из самых больших недостатков VoIP являются вопросы, касающиеся его качества. В зависимости от скорости сети и доступной полосы пропускания качество VoIP может снизиться, что приведет к искажению голоса и неудачным вызовам. Такие функции, как голосовой вызов, потоковое видео и видеовызов, могут допускать очень небольшую задержку. Мониторинг VoIP гарантирует обнаружение любых проблем с вызовами VoIP и оповещение администратора, что позволяет улучшить обслуживание.

Поставщики услуг VoIP отслеживают услуги VoIP, чтобы гарантировать соблюдение своих соглашений об уровне обслуживания (SLA). SLA детализируют минимальное качество обслуживания (QoS) для службы VoIP. Это качество измеряется с помощью некоторых показателей. Мониторинг VoIP выполняется для измерения этих показателей.

Показатели QoS для VoIP включают дрожание, среднюю оценку мнений (MOS), время в оба конца (RTT), задержку и другие факторы производительности. Эти показатели обычно измеряют различные аспекты вызова. Например, латентность и RTT оба относятся к задержке в передаче IP-пакетов между источником и получателем. Аналогично, дрожание и MOS являются показателями качества вызова. 

SLA обозначают максимальное значение, которое может иметь показатель за определенный период времени. Например, производительность джиттера для службы VoIP, взятая в среднем за период в один месяц, не должна превышать одной миллисекунды. В случае нарушения этого условия потребитель может воспользоваться компенсационным кредитом от поставщика.

Условия SLA в современных ИТ становятся все более жесткими, а вместе с ними растет и стоимость их нарушения. Это делает мониторинг VoIP жизненно важным для организаций для обеспечения идеальной производительности VoIP.

Активный или пассивный мониторинг VoIP

Существует два способа выполнения мониторинга VoIP. Пассивный мониторинг VoIP включает в себя прямой мониторинг трафика VoIP между двумя устройствами для получения показателей в режиме реального времени. Активный мониторинг VoIP включает в себя создание синтетического трафика между источником и получателем для сбора показателей.

Активный мониторинг VoIP выполняется с использованием технологии Cisco IPSLA. Здесь маршрутизатор с поддержкой IPSLA генерирует VoIP-трафик на указанное целевое устройство. На целевом устройстве необязательно должен быть включен VoIP, но наличие назначения с поддержкой IPSLA обеспечивает более углубленный мониторинг VoIP.

Оба способа мониторинга VoIP имеют свои преимущества. Однако активный мониторинг VoIP с использованием IPSLA является более упреждающим по сравнению с пассивным мониторингом VoIP. Поэтому он предпочтительнее. Active VoIP monitoring tools использует Cisco IPSLA для сбора показателей QoS и оповещения ИТ-администраторов, когда эти показатели превышают заданный порог.

Мониторинг VoIP с помощью OpManager

ManageEngine OpManager — это решение для мониторинга сети, которое включает в себя очень мощный инструментарий мониторинга Cisco IPSLA. Среди своих многочисленных возможностей OpManager может отслеживать показатели VoIP, генерировать несколько предупреждений о серьезности и создавать графики и отчеты, используя исторические данные для анализа производительности VoIP и отслеживания нарушений SLA. Давайте посмотрим, как OpManager отслеживает VoIP-ссылки.

Обнаружение VoIP-ссылок: Первым шагом в мониторинге VoIP является обнаружение VoIP-ссылки. Добавить VoIP-ссылку в OpManager несложно. Вы можете выбрать существующие маршрутизаторы из обнаруженного списка и ввести такие сведения, как порт источника, интерфейс источника и IP-адрес назначения. После обнаружения VoIP-канала OpManager использует Cisco IPSLA для мониторинга состояния VoIP с заданными интервалами, которые могут быть настроены вами.

Снимок мониторинга VoIP: Снимок мониторинга VoIP представляет собой хранилище показателей, собранных из ссылок VoIP, представленных в различных форматах. В верхней части приведены подробные показатели VoIP, такие как дрожание источник-получатель, дрожание источник-получатель, RTT, потеря пакетов и задержка. Эти значения обновляются при каждом опросе, чтобы вы могли просматривать последний статус ваших VoIP-ссылок. 

Вы также можете просматривать исторические данные VoIP в виде графиков, диаграмм и столбиков. Сюда входят доступность VoIP, история MOS, положительное и отрицательное дрожание, задержка, доступность пути вызова, статистика ошибок пакетов, RTT и потери пакетов. Для соответствующих показателей доступны графики от источника к получателю и от получателя к источнику. Просматривая исторические данные, вы можете просмотреть, когда были нарушены показатели SLA, и сопоставить провалы на графике с другой информацией, которую собирает OpManager.

Как упоминалось ранее, ключом к мониторингу VoIP является проактивность. Для достижения этой цели вы можете настроить оповещения для отслеживаемых показателей. Для каждой отслеживаемой метрики указаны верхний и нижний пределы, и когда значение выходит за пределы этой области, OpManager незамедлительно уведомляет вас. Вы можете установить пороговые значения и просмотреть оповещения на странице моментального снимка для удобства доступа. Кроме того, вы можете настроить профили уведомлений для различных оповещений, которые будут отправляться по электронной почте, SMS, slack, webhooks и т.д.

Отчеты VoIP: OpManager предоставляет целый арсенал отчетов, которые можно использовать для получения полного обзора всего, что он отслеживает, и VoIP не является исключением. OpManager имеет обширные отчеты по каждой из отслеживаемых показателей. Вы можете просматривать отчеты по разным ссылкам источник-назначение и за разные периоды времени. Вы можете экспортировать все отчеты в формат PDF или Excel.

Отчеты VoIP в OpManager включают в себя исторические отчеты о задержках, RTT, дрожании, потере пакетов, ошибках VoIP, MOS, верхних N путях вызова по дрожанию, потере пакетов, задержке и т.д. Вы также можете создавать пользовательские отчеты для определенных показателей или запрашивать новые шаблоны отчетов в будущих выпусках.

Мониторинг каналов глобальной сети и видео: OpManager также может использовать Cisco IPSLA для мониторинга каналов глобальной сети и потокового видео. Для этого измеряются такие показатели, как задержка, потеря пакетов, время отклика и дрожание. Отчетность по WAN RTT также доступна с помощью OpManager.

Когда дело доходит до мониторинга VoIP, ManageEngine OpManager охватывает все основы. Это дополняется его расширенными функциями мониторинга производительности сети. Вы можете использовать OpManager для мониторинга всей вашей сетевой инфраструктуры, скачать OpManager или попробовать нашу бесплатную 30-дневную пробную версию, чтобы испытать это самостоятельно.

Закажите звонок

И мы перезвоним вам в ближайшее время